PRIORITY DIRECTIONS FOR THE DEVELOPMENT OF INCLUSIVE EDUCATION IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN UZBEKISTAN
PDF (Русский)

Keywords

digitalization
inclusive education
persons with disabilities
convention
concept

How to Cite

Shoev А. (2023). PRIORITY DIRECTIONS FOR THE DEVELOPMENT OF INCLUSIVE EDUCATION IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN UZBEKISTAN. Economics and Education, 24(2), 317–323. https://doi.org/10.55439/ECED/vol24_iss2/a50

Abstract

Ratification of the UN Convention "On the Rights of Persons with Disabilities" by the Republic of Uzbekistan requires a radical revision of the existing education system of Uzbekistan with an emphasis on the implementation of the principle of accessibility of educational institutions at all levels for persons with disabilities. In world practice, one of the directions for implementing the principle of accessibility to the educational process of persons with disabilities is inclusive education. The article discusses the current situation of inclusive education in higher educational institutions of Uzbekistan, analyzes the successes and achievements in this direction, identifies problems and barriers to the effective implementation of inclusion in higher education, and develops recommendations for the comprehensive and effective development of inclusive education in higher educational institutions.

https://doi.org/10.55439/ECED/vol24_iss2/a50
PDF (Русский)

References

Махмудходжаева Л.С., Архангельская Е.Г. «Перспективы совершенствования системы инклюзивного образования в республике Узбекистан» https://inlibrary.uz/index.php/industry_4/article/view/3580

Закон Республики Узбекистан «О правах лиц с инвалидностью» №ЗРУ-641 от 15.20.2020 г. https://lex.uz/ru/docs/5049549

Закон Республики Узбекистан № ЗРУ-695 «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» https://lex.uz/ru/docs/5447430

Постановление Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева № 4860 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы образования и воспитания детей с особыми образовательными потребностями» https://lex.uz/ru/docs/5044745

Указ Президента Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёева от 8 октября 2019 года № УП-5847 «Об утверждении концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года» https://lex.uz/ru/docs/4545887

Зейтц У. Кризис и восстановление в Узбекистане: экономические и социальные последствия COVID19. Группа Всемирного банка. 2021 г.

https://thedocs.worldbank.org/en/doc/a141cb6bace3f340df173e75d4463970-0080062021/original/ L2CU-COVID-19-Rev2020-Cleared-UZB.pdf.

Зейтц У. и др. Узбекистан: выявление рисков воздействия COVID-19 на уровне общин. Группа Всемирногобанка. https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/ 10986/34925/UzbekistanDynamically-Identifying-Community-Level-COVID-19-Impact-Risks.pdf?sequence=1&isAllowed=y.

Юсупов Д. Узбекистан: как обеспечить доступность высшего образования для людей с инвалидностью? https://cabar.asia/en/uzbekistan-how-to-ensure-higher-education-accessibility-for-people-with-disabilities

Бакаева Ф., Муратова Д. Аналитический доклад по результатам мониторинга прав инвалидов на доступ к транспортным услугам. Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека, ПРООН в Узбекистане. 2015.

Алехина С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике. // Психологическая наука и образование. 2016.Т. 21. № 1.– C. 136–145.

Акимова О.И. Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. //Инклюзивное образование: методология, практика, технология. – 2011.Материалы международной научно-практической конференции 20–22 июня 2011

ШипицынаЛ.М. Тенденции и трудности инклюзивногообразования в современнойРоссии // Инклюзивное образование:практика,исследования,методология: Сб.материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. АлехинаС. В. – М.: МГППУ, 2013, Санкт-Петербург, Россия

Крайнева Е.И.Социально-педагогические эффекты инклюзивного образования. // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции /Отв. ред. АлехинаС. В. – М.: МГППУ, 2013.

ПугачевА.С. Инклюзивное образование/А.С.Пугачев.–Текст: непосредственный. // Молодой ученый.– 2012. – №10 (45). –С. 374-377.

Адилова З.Дж., Хонтураев Б.А. Ўзбекистон Республикасида инклюзив таълимга эҳтиёжни аниқлаш: муаммо ва ечимлар. Ахборот-таҳлилий маълумот. –Т., 2019. 42 б.

В программу переписи населения не включили вопросы об инвалидности, Gazeta.uz. 3 марта 2020 г. https://www.gazeta.uz/ru/2020/03/03/disability-questions/

Указ Президента Республики Узбекистан О мерах по кардинальному совершенствованию системы государственной поддержки лиц с инвалидностью №УП-5270от 01.12.2017 г. https://lex.uz/docs/3436196

Указ Президента Республики Узбекистан УП-60 от 29.01.2022 г. «О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022–2026 годы». https://lex.uz/docs/5841077

Президент рассказал, какие возможности получат инвалиды в Узбекистане.03.12.2021. https://uz.sputniknews.ru/20211203/prezident-rasskazal-kakie-vozmojnosti-poluchat-invalidy-v-uzbekistane-21642670.html

Creative Commons License

This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Copyright (c) 2023 Economics and education